Золинген-город клинков и ножниц


Ножницы карманные в футляре.  Германия, Solingen

          Основание Золингена произошло в 1060 году со строительства замка Бург-Берге, сама земля принадлежала графу де Берже  построившему тут свою резиденцию, позже переименованную в Альтенберг. Первоначально послеление состояло из отдельно стоящих дворов и церкви. Впервые Золинген упоминается в  документе 1067 года как Солончон, но позднее в процессе фонетических мутаций становится Золингеном.

 

      Богатые густыми, дубовыми и буковыми лесами окрестносити Золенгена создали предпосылки для добычи двесного угля, который испотльзовался для развития металлургии. До того момента как Золинген стал тем городом клинков и ножниц, жители и созданные ими гильдии кузнецов и оружейников выпускали свою продукцию известную как "Кёльнские мечи", так как  графья Бергские были посредниками при реализации продукции производимой на их землях через Кёльн. 

 

 

         Берги стали давать привлеги постепенно формировавшимся гильдиям и в Золинген стали переселяться мастера с юга  Германии и Австрии привозя  с собой навыки и технологии. 23 февраля 1374 года граф  Вильгельм фон Берг дал жителям деревни право проведения еженедельных и ежегодных ярмарок с правом свободной торговли.

 

      Неоходимо сказать что право свободной торговли давалось не всем гильдиям и не сразу, скажем шлифовщики получили это право в 1401 году,  а в 1420 резчики по дереву  и кузнецы-оружейники. В этом же году поселение впервые было названо городом.

     В 1515 году  была построена водяная мельница вращаемая водами реки Вуппер, от привода которой работали шлифовальные круги. Возникла первая механизация и привод уже не надо было крутить руками и ногами.

 

     В 1571 году из оружейников  выделяется гильдия ножевщиков или масеров ножей и клинков,  которая получает привилегии свободной торговли с требованием указывать на продукции надпись Me Fecit Solingen. В этом же году город получает право требовать плату за проезд, которая идёт на его развитие.

 

     Пожар 1581 года охвативший весь город практически уничтожил его, а чума  1614-1619 годов  унесла с собой 1800 жителей. В период тридцатилетней войны с 1618 по 1648 годами город  многократно разграбляли и безопасность жителей была в этот период под угрозой.

 

     В  1715 году кузнецам Золингена было разрешено покупать сталь в других местах без обязательства производить свою – появились первые ростки разделения труда между соседними городами. Выплавка стали была опасным и трудоёмким процессом и жители Золингена выбрали путь последующей металлообработки, заточки, шлифовки и инкрустации изделия сосредоточившись на качестве конечных изделий. Это привело к возможности расширить ассортимент  производимой продукции до столовых приборов, ложек и вилок, а  в 1794 году производиели ножниц получили свою привелегию создав соответстующую гильдию.

 


Гравюра  Matthäus Merian 1647 год – Общий  вид на Золинген. В левом углу гравюра 1568 года: заточник ножей и ножниц за работой.

        В 19-ый ремесленный век  город вступил с экспериментов Иоганна Абрахама Готтлиба Фриса, Иоганна Вильгельма Томаса, Петера Каймера и Андреаса Кюллера которые в 1811 г.  пытались повторить выплавку стали тигельным способом повторяя за шеффилским часовщиком Бенджамином Хантсманом, который проводил свои опыты ещё  в 1740 году пытаясь сделать часовые пружины более упругими.   Этот разрыв в 70 лет объясняется черезвычайной закрытостью городских ремесленных гильдий где навыки и технологии передавались от отца к сыну и никогда не покидали черт города.

 

 

     Но войны и грабежи царившие тогда в европейских государствах привели к взаимному обмену оружием и никто не мешал ремесленникам Золингена изучать упругие и прочностные характеристики  английского оружия и часов и задаваться вопросом: – А как они это сделали ?  Повторенный успех тигельной плавки в Золингене привёл в итоге  к появлению сталелетейной компании  Andreas Küller & Co, которая стала выпускать более упругую и менее хрупкую сталь. 

 

     В 1815 году Золинген получил статус уездного города, а в 1848 году веяния французской революции достигли Золингена и революционерами были разрушены основные фабрики Золингена, несмотря на растущую славу города и повышенное качество ножей и ножниц условия труда  были ужасающими. В городе не было водопровода, мощёных улиц и больницы, что сказывалось на производительности труда.

 

     В 1853 году в Золингене впервые была запущена первая паровая машина, а 19 октября 1859 года в городе зажглись 89 газовых фонарей и по улицам стало приятно ходить в гости и делиться секретами.

     В 1863 была создана добровольная пожарная дружина, которая дала решительный отпор многочисленным возгораниям, ведь  раньше пожары приводили к страшным последствиям из-за которых город мог сгореть полностью. Кузницы в которых пытаются поднять температуру до 1000 градусов и всё это находится в деревянном доме, а добавьте к этому разногласия работников с хозяином. К чему это всё может привести ?

 

     В 1867 году в Золинген  провели железную дорогу и теперь ножницы из Золингена быстрее достигали адресата и помогали людям стричь и отрезать то, что необходимо. В 1882 году в Золингене появился централизованный водопровод и горожане стали чаще мыть руки, в том числе благодаря венгерскому врачу акушеру Игнацу Земельвайсу призывавшему мыть руки предотвращая распространение болезней.

 

     С появлением  в 1887 году телефонной связи заказы со всего мира на ножницы, столовые приборы и ножи стали стекаться в Золинген. Индустриальный рост и расширение города уже нельзя было предотвратить. На рубеже веков было построено большинство зданий которые сейчас формируют облик старого города.

 

     В 1896 году началось строительство электростанции и город начал плавно переходить от паровых котлов к электродвигателям, завершая индустриальный переход и после окончания строительства в 1897 году был запущен первый трамвай, замещая кареты и повозки на конной тяге.

 

    К концу  века в городе процветали около 200 металлообрабатывающих компаний, 50 из которых делали ножницы. Золинген стал ремесленным изумрудом не только Германии, но и Европы, а качество выпускаемой продукции мало кто может превзойти даже сейчас.