Каллиграфические ножницы ближнего востока.


Каллиграфические ножницы времён османской империи с  каплевидными кольцами. Конец 19 века.

     Большие  ножницы  с длинным массивным лезвием 20-30 см и каплевидными кольцами   появились  на бижнем востоке, на территории Османской империи, которая соединяла Африку и Китай с западными странами и была транспортным узлом соединяющим Китай с его бумагой и шёлком, Африку с его папирусом и  Европу.

 

   

 Османская империя славившаяся торговыми традициями и поставляющая большое количество товаров в Европу остро нуждалась  в инструменте, который был бы  черезвычайно  универсален, мог разделять тонкие материалы: ткань, бумагу, кожу и папирус на части при больших толщинах, при чём делать это в пути по мере движения каравана по дорогам великого шёлкового  пути.  Тогда вы спросите меня почему же тогда ножницы не называются универсальными ножницами торговца или  караванщика ? 

 

     Все дело в том, что их универсальность делала их применимыми  к большинству  профессий того времени. Ими могли стричь шерсть животноводы, небольшая мастерская делала раскрой большого листа папируса или бумаги для печати корана, ими могли работать портные при раскрое ткани, особенно ножницами на нижнем рисунке с  закруглёнными кончиками.

 

     Но давайте вернёмся к путешественнику и торговцу. Этот человек первым сталкивался с чужой культурой, а для того что бы продать товар надо было  объяснить в каких единицах измерения товар будет продаваться, за какую валюту и по какому курсу, а для этого нужно знать язык той страны в которой торгуешь и нужно уметь писать, что бы объяснять что ты продаёшь и как это использовать.

 

 

     Это сейчас каллиграфами называют людей красиво пишущих текст и создающих стили, а тогда  это были люди, которые просто пишут разборчиво и у которых одна и та же буква похожа на другую такую же  и  если в тексте возникала какая-то стилизация, то писаря непременно начинали считать каллиграфом. Так, с точки зрения  тюркского торговца почти любой пятиклассник Московской школы – каллиграф. Но кто мог стать каллиграфом во времена расцвета Османской империи ?  Мог им стать и торговец или путешественник, который описывал своё путь и тех с кем он встречался,  как это делал  Ибн-Фадлан в своём путешествии  на Волгу.

 

     Но вероятней всего первые каллиграфы в  восточной цивилизации  появлялись  при мечетях, где  при постоянном переписывании священных писаний оттачивали своё мастерство красивого письма. (каллиграфия  происходит из др. греческого  κάλλος – красота) + γράφω – пишу, рисую) И наиболее выдающиеся из них это Шейх Хамдулла, Хамид Айтач, Сейид Касым Губари, Хафиз Осман, Мустафа Раким, Мехмед Шевки Эфенди.

 

 


  Ножницы для резки бумаги или картона. Османская империя конец 19 века. Длина лезвия 20 см.

     Ножницы  не являются основным инструментом каллиграфа, но именно ему нужно было разрезать большие по длине полотна папируса, бумаги, ткани или кожи. Именно его горожане видели с этими ножицами за работой и так видимо это название "ушло в народ".  Конечно сейчас такие ножницы никому не нужны и они вышли из употребления с появлением типографских гильотин и ножей, но задача музеев как раз сохранять предметы, которые своими конструкционными особенностями сообщают нам какие проблемы люди решали в те далёкие времена.

 

 

      Одной из тех проблем  было  создание бумаги в Китае или папируса в Египте. Человек в своём развитии обогнал другие формы жизни, в том числе благодаря тому, что научился сохранять в больших объёмах накопленный опыт о технологиях, выживании и передавать его подрастающему потомству, ведь в отличие от детёныша леопарда – человеческий детёныш первые  15 лет жизни проводит в изучении того, что узнали о нашем мире предшествующие поколения и без бумаги  и папируса сделать это было бы очень трудно,  если вообще не возможно.

 

      Датой рождения бумаги считается 105 г н.э., когда советник китайского императора Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже имеющиеся способы изготовления бумагоподобных материалов. Ранее в Китае в качестве материалов для письма в основном использовался бамбук, пенька, или дорогостоящий шелк.

 

      Цай Лунь после многих опытов открыл основной технологический принцип создания бумаги: формирование листового материала осаждением и переплетением на сетке измельчённых, тонких волокон, разбавленных ранее водой. Он также усовершенствовал процесс изготовления бумаги, когда заменил плоские камни ступкой с пестом, а также применил для отлива листа сетчатую форму.

 

   

      Получать бумагу стало возможным из различных видов волокнистого сырья: бамбука или дерева. Так как после осаждения и сушки край бумаги был не ровным, эти края надо было подрезать, а в зависимости от целей бумагу было необходимо разрезать на более мелкие форматы, так как бумага была  легко рвущимся материалом, для предотвращения разрыва при разрезании кончики ножниц  сделали закруглёнными, что бы увесистые лезвия  облокачивались на что-то твёрдое и ровное и  ножницами можно было скользить по бумаге или ткани. В некоторых случаях лезвие ножниц использовалось как нож, без возвратно поступательных движений лезвиями.

 

      Кольца на изображении справа в  виде капель похожих на полумесяц, являющийся священным символом в исламе, а клеймо изображает три солнца находящихся друг с другом.