Персидские ножницы для волос и бороды.


Сирийские ножницы для волос и бороды. Дамаск, конец 19 века.

      Со времён известных нам как освобождение евреев из Египетского рабства  и захвата  Киром II Великим  Египта неизбежным последствием присоединения этой территории  является перенимание  технологий и способов производства различных изделий с привнесением своих обычаев и  отличительных черт.   На глиняном манифесте Кира его потомки написали : От Замбана, Ме-Турну, Дера до пределов страны Кути, городов Тигра, жилища которых были основаны в глубокой древности, богов, живших в них, я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их селения.

       Освобождённые или покорённые селения  возвращались к повседневной жизни. Нужно было строить дома, добывать пищу, шить одежду и стричь  ногти и волосы. Люди производили орудиях труда перенимая практики кузнечных дел мастеров  долины Нила. 

       Но в первую очередь необходимо было обеспечить растущую армию Ахеменидов  мечами и кинжалами.  Технологии изготовления были заимствованы персами, у  Египтян с привнесением  арабского влияния в конструкцию и форму изделий. Если говорить о ножницах, то их отличительной чертой были   кольца напоминающие каплю или полумесяц – основной символ мусульманской религии. Персы украшали металлические изделия узорами.

 

      Если присмотреться к ножницам, то  можно увидеть характерный орнамент у основания колец, а сами кольца обладают элементами художественной ковки. Каждый элемент конструкции "искриться" мастерством. Перемычка от колец к суставу – не прямая, а бочкообразная. На лезвиях с внутренней стороны сделан дол, а внешние рёбра жёсткости лезвий носят мечевидный характер. Казалось бы обычные кованные ножницы, но если задаться вопросом, а как такие сделать сейчас, то это потребует филигранного кузнечного мастерства.

     В работе, опубликованной в 1995 году французским археологом Жан-Клодом Маргероном в журнале The Biblical Archaeologist , ножницы были включены в число предметов, найденных в древнем городе Эмар, ныне в Сирии, датируемых 14 веком до нашей эры.

 

В средние века. Арабский писатель-хирург Абу-ль-Касим аз-Захрави, который был придворным лекарем халифа Кордовы  написал 30 томный труд  о хирургии и инструментах – Китаб ат-Тасриф.

      В число этих инструментов входили и ножницы изображённые графически на страницах книги. Перевод этого труда на латинский язык в 12 веке Герардом Кремонским сделал этот труд основным для всех хирургов  Европы на последующие 400 лет. И как следствие европейские мастера и ремесленники перенимали идеи создания ножниц именно из этого труда.  Но одно дело форма и назначение ножниц и совсем другое технология изготовления. Первоначально в добиблейские времена металлургия ближнего востока состояла из меди и олова и всё  сто вы можете сделать имея эти два металла в наличии – это бронзу.

 

 


Сирийский кузнец за работой. Дамаск, начало 20 века

  Вот что написано о ремесленниках ближнего востока в Книге царств: «Царь Соломон послал за Хирамом, и повелел ему прийти из Тира. Был он сыном вдовы из племени Нефтали, отец его был жителем Тира; он работал по бронзе и обладал совершенным искусством, умом и знаниями для выполнения любых работ по бронзе. Пришёл он к царю Соломону и сделал ему всю работу». ( I, Книга Царств 7, 13-14 )

 

     Железной руды попросту не было и первое упоминание о "более твёрдом металле" мы встречаем у Аль-Бируни средневековом персидском энциклопедисте жившем в 11 веке, который писал:

 

    Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом, то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа — шапуркана и женского. И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же не получается соответственно намерению при изготовлении и не приходит по желанию, но он случаен.

 

 

    Для многих может показаться странным, что кто-то что-то перенимает у русов, тем более в 11 веке, но эти слова написал не Нестор летописец, а Аль-Бируни. Факт.  Теперь давайте соотнесём эти слова с величием Дамасской стали и дамасских клинков и мечей, прочность которой обуславливалась свариванием скрученных полос различного качества  и их последующей ковкой, что давала очень прочную, но не хрупкую режущую кромку. Вывод делайте сами.

    Сирийский  Дамаск в средние века  был  торговым, а не  ремесленным городом. Там никогда не было железа и никакой дамасской стали там появиться не могло. Металлургия ближнего востока по мнению Хуана Луиса Монтеро Фенельоса (Juan-Luis Montero Fenellós) была бронзовой, а не железной или «металлургией без руды», что привело жителей сирийско-месопотамского региона к необходимости преодолевать препятствия природной среды.

 

 

 

 

 


Парикмахерские ножницы из Дамаска.

Нехватка минералов, факт, который мог бы уменьшить шанс появления городской восточной цивилизации, но напротив, привёл к её упрочению, благодаря необходимости посылать купцов на поиски дальних источников снабжения.

Это никак не умоляет ремесленную прыть Дамасских кузнецов, которые из привозного железа создали всемирно известный бренд – дамасской стали достойный великих поступков предшественников.