Павловские кустари. Щеголев А. Павлово 


Хозяйственные ножницы.  Россия, Павлово.

     Первое упоминание о дворцовом селе Павлово относится к 1614 году, в нём было 119 дворов пашенных и 101 двор непашенных крестьян и бобылей, 24 двора служилых людей, 10 дворов церковнослужителей и 19 келий нищих. Преобладание пашенных дворов  показывает, что первоначально Павлово  было земледельческим поселением. Так как же оно стало кустарной столицей России ?

 

    Вся история начинается с пожалования села князю И. Б. Черкасскому в 1621 году и в котором к тому моменту было 109 пашенных дворов, 197 непашенных дворов, 92 торговых места. Переломным моментом этого превращения из пахарей в кустари состоялось в период между 1614 по 1621 годами когда в селе появилось 11 кузниц, что видимо было обусловлено Русско-польской войной  1609-1618 г., а так же Русско-шведской войной 1610-1617 г.

 

 

    Для армий необходимы были мечи, копья и ружья  и как оно обычно бывает именно начавшиеся войны дали начало слесарной обработке металлов в Павлово. Первоначально имея оружейно-замковый уклон Павлово  всё же спустя 200 лет стало удовлетворять хозяйственные нужды  крестьян и помещиков производя замки,  столовые приборы, ножи и ножницы уступив пальму первенства тульским оружейникам и кустарям.

 

    Большинство населения села численностью 400-500 человек стало ремесленниками и торговцами и уже через сто лет  Щепетов К Н. в обзоре торгово-промышленной деятельности  в  вотчинах Черкасских 17-18 веков писал:  "Земледелие побочное дело и, кроме немногих, которые заняты торговлей и различными грубыми работами, все остальные искусные слесари".   В Павлове делали изрядно ружья, пистолеты, замки и столовые ножи.

 

    В 1739 году владельцами села Павлово стали Шереметьевы, а в 1761 году жители села были освобождены от постоев в поощрение  за слесарную обработку металлов и получили право торговли по всей России без особых свидетельств, что вызвало бурный рост села в котором к концу 18 века жило уже 5298 жителей.

 

   Обработкой металла занимались в 323 слесарных мастерских. Люди переходя из одной мастерской в другую передавали или перенимали  навыки  и умения в результате чего общий уровень мастерства был выше чем в других сёлах и даже городах.

 

 

 

 


Портновские ножницы  Щёголева, с 1817 г.

   В описании 1802 г. сообщалось:  "Слесарные мастера работают по своим домам, другие у прочих в работниках … работы крестьяне производят иные только одни сами, а другие с наемными Павловскими и посторонними из соседственных селениев работниками». Крестьян, имевших капитал свыше 500 руб., был 51 человек. Земля отдавалась в наем, сами Павловцы ее не обрабатывали." Описание отметило также, что в селе проживает много пришлых ремесленников, выстроивших «свои дома».

 

  В начале 19 в. некоторые слесарные мастерские стали преобразовываться в мануфактуры или минизаводы где 3/4 всех работников работало по избам, как тогда говорили – надомниками.  Так, были основаны заведения: в 1813 г. – Варыпаевым, в 1816 г. – Калякиным,  в 1817 г. – Щёголевым,  а в 1830 г. – Кондратовым и многими другими.  Трудно представить, условия этой жесточайшей конкуренции за качество и цену, ведь  за два года до отмены крепостного права в Павлово жило 6585 жителей более 1000 из которых занималось обработкой металлов, литьём, кузнечным делом.

 

 

   «Павлово не смотрит селом, – писал П. Мельников, – это город, и город не рядовой. По берегу Оки расположены узкие кривые улицы, местами мощеные деревом; 9 церквей… 30 обширных каменных домов, 1000 деревянных городской постройки… многолюдные базары, пристань… 

 

   В 1858-1863 годах в Павлово появляется сталелитейный завод  и у кустарей  появляется возможность влиять на физические свойства стали и сравнивать её с уральской и англицкой.

 

   В 1897 г. в Павлове был 12431 житель.  В 1899 г. в нем было 152 каменных и 2275 деревянных домов, 11 училищ, из них два двухклассных, а остальные – одноклассные, в 1894 г. – два врача, две акушерки и два фельдшера, платная библиотека,с 1897 г. – бесплатная читальня.

 

   Павлово устремился к статусу города сообщая звоном ножей и вилок, ножниц и замков на базарах и ярмарках, по всей России о своём мастерстве и достигнутых результатах.