Кинжальные ножницы для усов и бороды в Османской империи.
Кинжальные ножницы для бороды и усов. Османская империя, конец 19 века.
Ни для кого не секрет, что расцвет Османской империи связан с холодным оружием и развитием кузнечного дела. В классический период Османской империи, Бурса, Дамаск и регионы Дербент стали самыми известными кузнечными центрами империи. Османские клинки стали основным экспортным товаром в Европу и Азию. Дамасская сталь и клинки распространились по всему миру, благодаря многократной ковке слоистой структуры клинка, которая повышала его прочность и упругость.
Кинжали, сабли, ятаганы и другое восточное холодное оружие стали популярны во многих армиях мира из-за завоеваний Османской империи и эффективности в ближнем бою. Мастерам-оружейникам, которые делали изделия из дамасской стали, давали титул «Димишкчи».
Дамасские мастера производили домашнюю утварь, мушкеты, сабли и кинжалы и конечно ножницы, которые являлись упрощённым соединением двух небольших кинжалов.
Есть сведения о том, что в период правления Фатиха Султана Мехмеда рядом с дворцом Топкапы была возведена кузница, где лучшие мастера создавали оружейные шедевры из дамасской стали. Однако в период правления Султана Ибрагима кузница была выкуплена начальником таможни и разрушена. Об этом в своем знаменитом «Сейахатнаме» упоминает Эвлийа Челеби.
Кроме всего прочего развитие ближневосточной калиграфии привело к возможности наносить на клинки и ножницы каллиграфические орнаменты делая изделия произведениями искусства.
У янычар османской армии было принято брить голову и лицо, оставляя только усы. Командный же состав янычар в большинстве своём отпускал бороды, за которыми нужно было следить и ухаживать. На изображении слева представлены кинжальные ножницы для подравнивания усов и бороды в домашних условиях или походе. Это небольшие ножницы длиной 17 см, у которых кольца расположены вдоль клинка.
При таком эргономичном расположении колец очень удобно подравнивать овал бороды глядя в зеркало. Но если вы закрепите такие ножницы на поясном ремне, то в бою можете использовать их как оружие ближнего боя.
Уличные парикмахеры в Османской империи бреют головы и подравнивают бороды и усы.
Также, в Османской империи была развита культура уличного бритья и стрижки. Бродобреями и головобреями были только мужчины из-за строгих правил и запретов в отношении женщин, которых не только трогать, но и смотреть на них запрещалось. А если вы случайно увидели бы женщину из гарема султана, то вас ждала неминуемая смерть.
Уличная парикмахерская была местом притяжения для мужского населения города, где обсуждались городские новости, передавались сплетни и едкие шутки.
Особенностью этих парикмахерских было то, что располагались они возле арыков, речек и водоёмов, что бы сразу стряхнуть настриженные волосы в воду.
Сами парикмахеры были начисто выбриты и следили за отсутствием царапин на лице для демонстрации своего искусства и наличия качественного инструмента. Что и говорить, инструменты ценились и передавались от отца к сыну, как ценная реликвия, вместе с навыком владения ими. Можно даже сказать, что наличие острого клинка или ножниц из хорошей стали – могло обеспечить всю семью пропитанием.
Так же они имели небольшой мешок или сумку с бритвой и ножницами, влажное полотенце и полоску кожи на шее для заточки бритвы и могли легко перемещаться по городу в поисках клиентов.
Стоит отметить, что пророк Мухаммад довольно часто упоминал о личной гигиене мусульманина. Например, подстригание бороды в исламе – это не произвольное действие, а четко регламентируемый процесс. В хадисах сказано, что пророк Мухаммад подстригал бороду в длину и ширину для того, чтобы она выглядела опрятно.