Кинжальные ножницы для усов и бороды в Османской империи.


Кинжальные ножницы для бороды и усов. Османская империя, конец 19 века.

     Ни для кого не секрет, что расцвет Османской империи связан с холодным оружием и развитием кузнечного дела.  В классический период Османской империи, Бурса, Дамаск и регионы Дербент стали самыми известными кузнечными центрами империи. Османские клинки стали основным экспортным товаром в Европу и Азию.  Дамасская сталь и клинки распространились по всему миру,  благодаря многократной ковке слоистой структуры клинка, которая  повышала его прочность и упругость.

 

 

     Кинжали, сабли, ятаганы и другое восточное холодное оружие стали популярны во многих армиях мира из-за завоеваний Османской империи и эффективности в ближнем бою. Мастерам-оружейникам, которые делали изделия из дамасской стали, давали титул «Димишкчи».

 

     Дамасские мастера производили домашнюю утварь, мушкеты, сабли и кинжалы и конечно ножницы, которые являлись упрощённым соединением двух небольших  кинжалов.

 

     Есть сведения о том, что в период правления Фатиха Султана Мехмеда рядом с дворцом Топкапы была возведена кузница, где лучшие мастера создавали оружейные шедевры из дамасской стали. Однако в период правления Султана Ибрагима кузница была выкуплена  начальником таможни и разрушена. Об этом в своем знаменитом «Сейахатнаме» упоминает Эвлийа Челеби.

 

 

     Кроме всего прочего развитие ближневосточной калиграфии привело к возможности наносить на клинки и ножницы каллиграфические орнаменты делая изделия произведениями искусства.

 

     У янычар османской армии было принято  брить голову и лицо, оставляя только усы. Командный же состав янычар в большинстве своём отпускал бороды, за которыми нужно было следить и ухаживать.  На изображении слева представлены кинжальные ножницы  для подравнивания усов и бороды в домашних условиях или походе.  Это небольшие ножницы длиной 17 см, у которых кольца  расположены  вдоль клинка.

 

     При таком эргономичном расположении колец очень удобно подравнивать овал бороды глядя в зеркало. Но  если вы закрепите такие ножницы на поясном ремне, то в бою можете использовать их как оружие ближнего боя.

 

 


Уличные парикмахеры в Османской империи бреют головы и подравнивают бороды и усы.

     Также, в Османской империи была развита культура уличного бритья и стрижки.  Бродобреями и головобреями были только мужчины из-за строгих правил и запретов в отношении женщин, которых не только трогать, но и смотреть на них запрещалось. А если вы случайно увидели бы женщину из гарема султана, то вас ждала неминуемая смерть.

 

 

     Уличная парикмахерская была местом притяжения для мужского населения города, где обсуждались городские новости, передавались сплетни и едкие шутки.

 

Особенностью этих парикмахерских было то, что располагались они  возле арыков, речек и водоёмов, что бы сразу стряхнуть настриженные волосы в воду.

 

     Сами парикмахеры были начисто выбриты и следили за отсутствием царапин на лице для демонстрации своего искусства и наличия качественного инструмента. Что и говорить, инструменты ценились и передавались от отца к сыну, как ценная реликвия, вместе с навыком владения ими. Можно даже сказать, что наличие острого клинка или ножниц из хорошей стали – могло обеспечить всю семью пропитанием.

 

     Так же они  имели небольшой мешок или сумку с бритвой и ножницами, влажное полотенце и полоску кожи на шее для заточки бритвы и могли легко перемещаться по городу в поисках клиентов.

 

 

      Стоит отметить, что пророк Мухаммад  довольно часто упоминал о личной гигиене мусульманина. Например, подстригание бороды в исламе – это не произвольное действие, а четко регламентируемый процесс. В хадисах сказано, что пророк Мухаммад подстригал бороду в длину и ширину для того, чтобы она выглядела опрятно.